Выпуск №23. Современный Иран (август 2013)

Выпуск №23. Современный Иран (август 2013)

Последний летний месяц 2013 года был по-настоящему жарким и для Исламской Республики Иран, и для всего Ближнего Востока. Большая часть событий, которые формировали «климат» в регионе и вокруг него в той или иной мере получили отражение на страницах очередного, 23-го номера журнала «Современный Иран».

Одно из главных событий внутриполитической жизни Исламской республики, утверждение состава нового правительства вызвало оживленное обсуждение во всех СМИ В опубликованном на страницах журнала интервью генерального директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова, в частности говорится: «Я не ожидал, что будущий кабинет будет поголовно из кабинетов двух предыдущих президентов, которые, по крайней мере, считаются прозападными или, минимум, либеральными. Это и вызов, и предложение, и позиция. Из 18 человек только один, кандидат на должность министра энергетики, является представителем кабинета Ахмадинежада. Все остальные на всех ключевых постах очень известные не только иранской, но и международной общественности лица, которые имеют определённые позиции по тем или иным вопросам». Состав кабинета – это своеобразный индикатор, позволяющий лучше понять стратегию, которую новый президент Ирана Хасан Рухани будет реализовывать в отпущенный ему срок. По мнению Раджаба Сафарова, «Главное кредо этого человека сбалансированность и умеренность. Он не будет делать резких заявлений по поводу Холокоста, по поводу того, кто кому что должен из-за чего-то. Он не будет напрямую делать выпады против Израиля. Он не будет вести курс жёсткого противостояния с США, с Западом, с Израилем и многими другими государствами. Но он будет максимально отстаивать интересы иранского народа. Он будет максимально развивать ядерную программу. Он ни на йоту не уступит позицию, которая отвечает интересам Исламской Республике. Но он не собирается совершать ошибки на ровном месте. Соблюдение этого баланса — это великое искусство».

О перспективах внешнеполитического курса Ирана при новом президенте пишет в материале «Иран корректирует внешнеполитический курс» другой известный российский эксперт – Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований: «Победивший на президентских выборах в июне Хасан Рухани пообещал придать новую тональность международной политике Исламской Республики. Одним из основных обещаний его предвыборной кампании была отмена международных санкций в отношении Ирана, которые он назвал нечестными. Однако прекращать процесс дообогащения урана Тегеран не собирается. Иранское руководство может согласиться на приостановку процесса дообогащения урана с 5 до 20% (по урану-235) и доступ инспекторов МАГАТЭ на военную базу в Парчин». Однако, отмечает эксперт в статье, за это, с целью повышения взаимного доверия, Запад тоже должен сделать серьезные шаги, добавил он. В качестве последних можно рассматривать снятие для ИРИ ограничений в банковской сфере и области страхования морских перевозок грузов, что не имеет прямого отношения к иранским ядерным и ракетным программам.

Вопросы ядерной безопасности, но уже не только Ирана, а всего региона, стали темой материала Станислава Иванова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН, «Кто и как мешает созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия?». «Безусловно, главным источником нестабильности на Ближнем Востоке являются Израиль и США. Тель-Авив и Вашингтон по прежнему единым тандемом пытаются и дальше вершить судьбы стран и народов, насаждать угодные и менять неугодные им режимы и навязывать свои стандарты «демократии». Наличие ядерного оружия у Израиля давно уже не является секретом. Тель-Авив категорически отказывается подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, при этом чуть ли не каждый день показывает свои ядерные мускулы, грубейшим образом попирая нормы международного права. Самое удивительное в этой истории – весь мир молчит, как будто находится под всеобщим гипнозом. Молчит ООН, бездействует Совет Безопасности, «не замечает» всего этого безобразия МАГАТЭ. И самое обидное, к сожалению, молчит и Россия», - отмечает автор. По его мнению, «главным «камнем преткновения» в создании ЗСЯО в регионе является саботаж этой инициативы Израилем, который, будучи членом МАГАТЭ всячески уклоняется от присоединения к ДНЯО и игнорирует саму идею ЗСЯО. В Тель-Авиве подписана, но не ратифицирована Конвенция о физической защите ядерного материала, Израиль не является участником международных соглашений о контроле за ядерным экспортом. Тель-Авив официально не подтверждает, но и не опровергает сведения о наличии ядерного оружия на своей территории».

Один из наиболее острых вопросов региона, суннито-шиитское противостояние, стало темой материала о том, «Как суннито-шиитские разногласия используются против Ирана». Автор отмечает, что «сегодня правящие элиты монархий Персидского залива готовы из кожи вон вылезти, чтобы доказать своим и другим народам, что Иран - это основной враг арабов, а шииты - агрессоры. Иранцы якобы делают атомную бомбу, чтобы уничтожить арабов, призывают всех суннитов объединиться и договориться с Западом перед шиитской угрозой. Они оболванивают свои народы, сеют семена вражды и раздора между суннитами и шиитами исключительно с одной целью: прикрыть свою прозападную, продажную суть, увести, отвлечь свои народы от истины. А истина заключается в том, что они не хотят, чтобы их народы узнали о том, что только у правящей верхушки имеются проблемы с Ираном. Это они, ради сохранения своей власти, богатства и режима, давно уже превратились в вассалов США и Запада. Всячески доказывают, что только дальнейшее сближение с США и Западом может стать надежной защитой от «иранской угрозы». Они так погрязли в коррупции и всяких интригах с Западом, что давно уже не способны принимать какие-либо самостоятельные решения без одобрения США и Запада». «Стратегическая цель разжигания суннито-шиитского противостояния тоже вполне очевидна. На первом этапе - уничтожение стратегических партнеров Ирана в регионе, то есть Сирии и Хезбаллы. На втором - вытеснение Исламской республики из «шиитского полумесяца» и ее геополитическая изоляция. Но все эти тактические, стратегические, шкурные и геополитические интересы дают на выходе одно – большую войну на мусульманском Востоке, войну всех против всех, войну, которая может закончиться только тогда, «когда все умрут», говорится в статье.

Летом нынешнего года исполняется ровно пятьдесят лет организованному США и Великобритании в Иране перевороту, в результате которого было свергнуто правительство Мохаммеда Моссадыка. О некоторых деталях операции «Аякс», которые стали известны из рассекреченных буквально месяц назад материалов ЦРУ рассказывает материал «Тегеран-53: от том, как ЦРУ совершило государственный переворот в Иране». По мнению автора, «одной из причин успеха операция «Аякс» является то, что в ней впервые в полном объеме были применены технологии организации ненасильственных переворотов, позднее получивших название «цветных революций». Ответственный за проведение операции с американской стороны, Кермит Рузвельт, говорил о том, что на пике проведения «Аякса» накануне путча на содержании ЦРУ находилось более 80 % столичных газет и журналов».

Что же касается уроков и последствий событий полувековой давности, то трудно не согласится с основным выводом этого материала: «Еще одним последствием событий 60-летней давности стало то, что следом за нефтью в долгосрочную концессию США, до 1979 года, отправилась и остальная иранская экономика. Шах Мохаммед Реза Пехлеви и его приближенные отстроили «вертикаль власти», при которой он, «семья» и приближенные к трону могли безнаказанно грабить Иран еще целую четверть века. Протестующих забивали резиновыми дубинками в кабинетах службы безопасности САВАК. В этих же кабинетах с иранскими коллегами обменивались опытом «политического сыска» израильтяне. За фасадом «демократии» и «белой революции» скрывалась такая коррупция, что единственной жизнеспособной оппозицией оказалось исламское духовенство. А иранский народ, познав всю глубину «заботы» о себе шаха и Запада, испытав на себе все «прелести» модернизации по западному образцу – обратил свои взоры к аятолле Хомейни».

И как обычно – темы номера далеко не исчерпываются несколькими статьями, которые были упомянуты в 167-ти страничном данном обзоре. Поэтому – читайте 23-й номер, пишите, спорьте, ведь в центре внимания журнала – уникальная страна, современный Иран.

Современый Иран, №23