Выпуск №44. Современный Иран (май 2015)
Последние выпуски
Выпуск №46. Современный Иран (июль 2015)
Выпуск №45. Современный Иран (июнь 2015)
Выпуск №44. Современный Иран (май 2015)
Очередной, 44-й номер журнала «Современный Иран» по традиции старается предоставить читателям освещение наиболее актуальных вопросов международной политики, связанных и с Исламской Республикой Иран, и с ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке.
В настоящее время все чаще появляются исследования о продолжающемся смещении мировой экономики и основных политических событий с Запада на Восток. Это происходит из-за усиливающегося действия объективных обстоятельств, связанных с ослаблением роли США как мирового жандарма, продолжающегося морального заката Европы в лице ЕС, явного страха Запада перед растущей мощью не только КНР, Индии, азиатских «тигров», но и АТР в целом, возрастающей самостоятельности арабского мира, Ирана, Турции, разочарованных двуличием Вашингтона и Брюсселя и т.д.
«Понятно, что противостоять агрессивной линии Запада, прикрывающегося различными коллективными структурами в лице НАТО, ЕС, МВФ, «G-7» и т.д., Россия, Иран, Китай и другие страны-партнеры на Востоке могут только на коллективной основе. Действовать поодиночке – значит проиграть», - отмечает автор статьи «Только Евразийская Антанта может остановить США и НАТО». – «Как представляется, на данном этапе проходным стало бы что-то вроде союза евразийских государств по типу Антанты – то есть военно-политического и экономического союза открытого типа без жесткого преобладания в нем кого-либо из участников, как это имеет место с США в НАТО, или же Германией в ЕС. Конечно, ключевая роль России, Китая, Ирана и других евразийских стран, таких как Индия, Турция, Казахстан, Индонезия, Пакистан, Малайзия, если они захотят в него войти, неоспорима».
Недавно на Иран.ру была затронута тема снижения влияния израильского лобби в США и во всем мире на фоне повышения роли арабских лоббистов на Западе. Развитием этой темы является материал «Как Саудовская Аравия и Катар лоббируют свои интересы на Западе», в котором, в частности, говорится: «В целом же понятно одно – арабы Персидского залива давно поняли, что на Западе всем правят деньги. Поэтому они не жалеют средств на продавливание своих интересов как на Ближнем Востоке, так и по всему миру. Методика у них разная, но смысл один: подкупом, инвестициями, подарками и т.д. формировать в США и в ЕС свой позитивный имидж, хотя подкупаемые ими деятели и политические институты прекрасно понимают, с кем имеют дело».
Всколыхнувший регион конфликт в Йемене и столкновение интересов других государств вокруг него, породили самые различные тактические ходы. В статье «Резолюция 2216 по Йемену: еще одна серьезная ошибка российской внешней политики» отмечается, что действия Саудовской Аравии по отношению к Йемену являются агрессией извне. А потому, наложив вето на резолюцию 2216, российская дипломатия допустила очередную серьезную ошибку, причина которой – в отсутствии стратегии и понимания происходящего: «Собственно, если за четверть века Москва так и не смогла ответить для себя на вопрос: «Эр-Рияд для России друг или враг?», то стоит ли удивляться, что до сих пор не существует внятного ответа и на вопрос об Иране, и на вопрос о наших приоритетах и интересах на Ближнем и Среднем Востоке. Одна надежда, что это будет учтено при внесении корректив в «Стратегию национальной безопасности России до 2020 года», над которой сейчас работает Совет безопасности и аппарат Николая Патрушева».
Смена основных фигур в правящей верхушке Саудовской Аравии, произведенной недавно королем Сальманом, поставила целый ряд вопросов, среди которых одним из основных остается внешнеполитический курс Эр-Рияда, и прежде всего – насколько все эти перемены повлияют на отношение КСА к Ирану и суннито-шиитскому противостоянию в целом? Ответ пытается дать материал «Саудовская Аравия нагнетает напряженность вокруг Ирана», автор которого подчеркивает: «Пока что особых позитивных перемен в поведении саудовцев не видно, хотя в интересах королевства покончить с агрессивной политикой на целом ряде направлений, напрямую или косвенно связанных с Ираном».
Кэмп-Дэвид, официальная загородная резиденция президентов США, поистине заговоренное место для так называемого «арабского мира». В конце 70-х здесь были достигнуты египетско-израильские соглашения, на многие годы определившие политический ландшафт Ближнего Востока. 14 мая здесь проходило не менее значимое событие – встреча Обамы с представителями Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В статье «Интрига Кэмп-Дэвида: Обама напоминает монархам Персидского залива, кто здесь хозяин», посвященной этому событию, указывается: «Переговоры в Кэмп-Дэвиде – это не столько разбор взаимных претензий, наличие которых, кстати, вполне нормально, поскольку стратегия США на Ближнем Востоке, по понятным причинам, не может полностью совпадать с установками стран, входящих в ССАГПЗ. Переговоры в Кэмп-Дэвиде стали, в первую очередь, началом формирования новой системы безопасности в регионе, учитывающей произошедшие в нем изменения и возросшие американские требования к ССАГПЗ».
Состоявшийся в мае нынешнего года визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи для переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым и беседы с президентом Владимиром Путиным до сих пор вызывает огромный интерес, порождает много вопросов, и, прежде всего – почему вдруг Вашингтон инициировал этот контакт на высшем уровне, хотя в ситуации вокруг Украины и по другим мировым вопросам ни в позиции России, ни США ничего не изменилось? По мнению автора материала «Джон Керри в Сочи: Крым в обмен на Иран и Сирию?», ответ прост: «США в срочном порядке нуждается в помощи России по Ирану и Сирии, где американская политика оказалась на грани краха из-за противодействия, как это ни странно, основных ее региональных союзников – Саудовской Аравии, Турции и Катара. А прийти к выборам нового американского президента с проигрышем на Ближнем Востоке Обама не может».
Пока Москва проводила у себя встречи представителей сирийских властей и оппозиции, которая реально никого не представляет, основные враги Дамаска – Саудовская Аравия, Турция и Катар разработали новый план по свержению законного сирийского правительства и перешли к его реализации. Сценарий того, что задумали Эр-Рияд, Анкара и Доха при участии Аммана, уже известен из военных источников ряда арабских стран. По замыслам «треугольника», Башар Асад должен быть свергнут до конца сего года. Подробности – в статье «Отступать некуда, позади Дамаск!»
16 мая 2015 года Верховный Лидер Исламской Революции, Аятолла Сейид Али Хаменеи выступил перед послами иностранных государств по случаю Дня Мабъас (начало пророческой миссии) Посланника Бога Пророка Мухаммада, в котором изложил некоторые соображения о международной ситуации. «У исламских стран в Западной Азии и Северной Африке есть множество проблем в настоящее время. За всем этим стоит проблема амбициозных интриг великих держав. Эти державы возглавляет Америка, и они выходят на арену во имя защиты своих интересов. Они делают всё, что хотят из-за своей похоти и гнева. Они убивают невинных людей, поддерживают преступные группировки».
В журнале «Современный Иран» приводится полный текст выступления Верховного Лидера в переводе на русский язык. В подходе к региональным проблемам, будь то Сирия или Ливия, Египет или же Ирак, Саудовская Аравия и Турция, монархия и вполне себе светская демократия, долгое время никак не могли найти общего языка. Более того – откровенно конфликтовали и были враждебны друг другу. Но изменение ближневосточной политики США – переговоры с Ираном и требование Вашингтона к союзникам «производить безопасности больше, чем они потребляют» − заставили и Эр-Рияд, и Анкару пересмотреть отношение друг к другу. Сегодня две страны создают альянс, конечная цель которого – противостояние Ирану и уничтожение его союзников в регионе. О деталях этого альянса – в материале «Анкара и Эр-Рияд: Союз против Тегерана».
25 мая министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и его заместитель Аббас Арагчи, выступая на закрытом заседании иранского Меджлиса (парламента), рассказали о ходе переговоров по ядерной программе. Разговор получился жестким, парламентарии указали на то, что в погоне за результатом никоим образом нельзя перешагнуть за так называемые «красные линии» Исламской республики. Что произойдет, если соглашение по ИЯП не будет подписано к 30 июня? Некоторые аспекты такой ситуации рассматривает одноименный материал, автор которого отмечает: «Все это развитие событий в регионе позволило ССАГПЗ во главе с КСА усилить нажим на Обаму, задействовав при этом свое лобби в лице республиканцев в Конгрессе во главе с сенатором Маккейном. И в Белом доме дрогнули, пойдя на ужесточение переговорной позиции по ИЯП. Прошла информация о том, что Вашингтон, если Тегеран не уступит, предложит перенести дедлайн по подписанию окончательного соглашения на 30 сентября или даже 30 октября».
«Большая антисирийская тройка» − США, Турция и Саудовская Аравия – концентрирует усилия для нанесения решительного удара по Сирии, целью которого, как предусматривает оптимистический военный сценарий, должно стать падение Башара Асада и захват Дамаска. Что может и что намерен в этих условиях делать Тегеран? По имеющейся у Iran.ru информации, Исламская республика вносит коррективы в свою «сирийскую стратегию». Об этом – в редакционном комментарии «Новая сирийская стратегия Тегерана».
И завершает номер статья «Ирано-индийские отношения». «Встречи официального руководства Ирана и Индии всегда сопровождаются заявлениями о «нерушимости дружественных связей, имеющих глубокие исторические и цивилизационные корни». В реальности же состояние отношений между Тегераном и Нью-Дели далеко от благополучия. Устойчивой тенденцией последнего десятилетия является все более явное стремление индийского руководства ориентироваться в отношениях с Ираном, будь то экономика или политика, на мнение «третьей стороны» − Вашингтона», - отмечается в ней.
Как обычно, редакция журнала «Современный Иран» - предлагая вниманию читателей его 44-й номер – искренне надеется, что он окажется интересен и полезен всем, кто внимательно следит за развитием событий как вокруг Ирана, так и на Ближнем Востоке.