Выпуск №27. Современный Иран (декабрь 2013)
Последние выпуски
Выпуск №46. Современный Иран (июль 2015)
Выпуск №45. Современный Иран (июнь 2015)
Выпуск №44. Современный Иран (май 2015)
Вышел в свет очередной, двадцать седьмой номер ежемесячного журнала «Современный Иран». Эйфория вокруг подписания женевских соглашений по ядерному досье Ирана, как собственно и ожидалось, быстро сошла на «нет». Декабрь 2013 года стал месяцем, когда желающие ревизовать эти соглашения, придать им некий «антииранский» смысл – буквально выстраивались в очередь, используя для срыва женевского процесса и двусторонние визиты, и дипломатическое поли, и, разумеется, возможности медиа. Об этих попытках «ястребов» и «ревизионистов» - очередной, 27 номер нашего «Современного Ирана».
Сторонники нормализации отношений с Ираном апеллируют, в первую очередь к экономическим критериям взаимовыгодности сотрудничества. Активнее всех в декабре это демонстрировала Великобритания. Телефонный звонок британского министра иностранных дел Уильяма Хейга своему иранскому коллеге Мохаммаду Джаваду Зарифу в сентябре нынешнего года и решение о возобновлении дипломатических отношений между Тегераном и Лондоном стали предвестниками Женевских соглашений и общего потепления в отношениях между Западом и Исламской Республикой. Для Британии, как известно, «нет постоянных врагов, нет постоянных друзей - есть только постоянные интересы». Какие же интересы руководство Соединенного Королевства преследует, демонстрируя дружелюбие в отношении Ирана и жертвуя принципами «поддержки санкций»? Вопрос этот далеко не так прост, как кажется. Попытка разобраться в нем - в обзорной статье «Ирано-британские отношения». Тот же Хейг по итогам Женевы весьма однозначно оценил перспективы ирано-британского диалога и границы двусторонних отношений: «При отсутствии существенных изменений в политике Ирана, связанных с его ядерной программой, мы будем продолжать поддержку политики жестких санкций». Перед нами типичная для британской дипломатии игра, в которой некие «моральные» принципы с легкостью приносятся в жертву экономическим интересам Великобритании.
Визит российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Тегеран имеет огромное значение не только для ирано-российских отношений. Целый ряд нюансов, возникших после достижения женевских соглашений, диктуют нашим странам необходимость срочных двусторонних консультаций и уточнения совместных позиций по ряду важнейших региональных и международных вопросов. Стремление получить от иранского руководства дополнительные личные гарантии того, что Исламская Республика намерена неукоснительно соблюдать обязательства, взятые на себя в Женеве – прекрасный повод для визита. О перспективах российско-иранского диалога, об общих угрозах и вызовах, которые стоят перед нашими странами – редакционная статья Iran.ru «К визиту Сергея Лаврова в Тегеран». Совместное освоение Каспия и противодействия внерегиональной экспансии в этот важнейший геополитический пункт. Координация ценовой политики в вопросах добычи и поставки на внешний рынок нефти и газа. Формирование внедолларовой зоны расчетов за энергоносители, переход на национальные валюты в торговых и финансовых расчетах между этими странами. Проблема ЕвроПРО, которая, как выясняется теперь, после турне Чака Хейгела по Ближнему Востоку, сразу же после визита в монархии Персидского залива иранского министра иностранных дел Джавада Зарифа, включает в себя и некую уже «ближневосточную составляющую». Формы взаимодействия Тегерана с единым таможенным союзом, повышение его статуса в Шанхайской организации сотрудничества и проблемы афганской наркоэкспансии, наконец. «Вот далеко неполный перечень проблем, которые требуют совместной работы Москвы и Тегерана, потому как каждая из этих проблем – это прямой вызов интересам и безопасности наших стран. Собственно, круг этих вопросов составляет и повестку визита Сергея Лаврова (как явную, так и неявную), и повестку российско-иранского партнерства в целом», - отмечается в материале.
Со времени прихода к власти в Иране Хасана Роухани еще не прошло четыре месяца, а уже можно смело говорить о появлении существенно новых акцентов и векторов внешней политики Исламской Республики. Она стала значительно более предсказуемой, прагматичной, во многом избавленной от прежней идеологической заангажированности, и направленной на достижение главной цели – обеспечение благоприятных внешних условий для быстрого экономического роста иранской экономики и модернизации общества. Хотя происходящие изменения во внешней политике Тегерана вовсе не означают смены ее принципиального курса на международной арене и отказа от прежних ценностей, союзников и партнеров. «О новых акцентах во внешней политике Ирана» рассказывается в одноименной статье, автор которой отмечает, что Тегеран будет и далее наращивать свое влияние и находиться в фокусе возрастающего внимания мировых и региональных держав. А по мере развития экономики страны и ее модернизации, а также технического перевооружения вооруженных сил, Иран наберет еще более значимый вес в мировых и региональных делах. А главное – он станет важнейшим стабилизирующим фактором на Ближнем и Среднем Востоке, как и в зоне Персидского залива, где пока что на ведущих ролях выступают США. Так что в ближайшие месяцы следует ожидать все новые и интересные ходы иранской дипломатии.
Женевские соглашения по «иранскому ядерному досье», как выясняется, дали еще один, совершенно неожиданный результат. Они «пробудили к жизни» целую группу российских «титанов аналитики и исполинов геополитики», которые ныне со страниц различных изданий пророчествуют о том, что по итогам этих соглашений на Россию в скором времени обрушатся неисчислимые бедствия. Критический разбор творений подобных горе-аналитиков – в статье «Еще один миф об иранской угрозе».
В материале содержится немало феерических утверждений. Чего стоит хотя бы такой пассаж: «… начало реальной легитимизации иранской ядерной программы приведет лишь к еще большей гонке вооружений в регионе и мире».То есть, реально существующие ядерные арсеналы Израиля и почти 10% ВВП Саудовской Аравии, которые она тратит на оружие, миллиарды США и монархий Персидского залива на ПерсоПРО гонку вооружений не провоцируют. А вот мифическое ядерное оружие Ирана вкупе с 3,7% ВВП на оборону без сомнений поставят регион на грань вооруженного конфликта. И мы еще блондинок в «извилистой логике» обвиняем…
Но не все так просто. На острие доиыслов и клеветы в адрес Ирана, России и женевского процесса – отнюдь не Иран, а российский Президент и министр иностранных дел. Именно они виновны в том, что женевские соглашение стали, по мнению автора, поражением России. Со слов автора получается, что при президенте Медведеве политика Москвы в отношении Ирана была совершенно правильной. А вот при нынешнем – ошибочна и чревата. Что ж, вполне объяснимая позиция. Ни прозападное лобби в стране, ни российская либеральная оппозиция не намерены прощать Путину курс на самостоятельную и независимую от диктата извне внешнюю политику.
Подтверждением правильности этого вывода стало совершенно беспрецедентное событие уходящего года. Декабрь 2013 стал месяцем? когда «иранской теме» впервые было уделено отдельное и серьезное внимание на двух важнейших внутрироссийских мероприятиях. «Иранская проблематика» обсуждалась и в послании Президента Федеральному Собранию, и на итоговой пресс-конференции Владимира Путина российским и международным СМИ.
Кто-то считает, что вопросам «иранского ядерного досье» и российско-иранских отношений было уделено излишне много внимания. Кто-то считает, что по большей части сказанное Президентом носило «дежурный» характер. Истина, как обычно, где-то посередине, и чтобы понять сказанное, а заодно – и невысказанное, стоит вчитаться в стенограммы выступлений чуть повнимательнее. Вопросы, заданные Раджабом Сафаровым на пресс-конференции, прежде всего выражали общественный запрос российской аудитории. Необходимость стратегического партнерства с Ираном, более углубленного взаимодействия с Исламской республикой по целому ряду важнейших международных вопросов – российской общественностью осознается в полной мере. Более того, развитие диалога Тегерана и Москвы воспринимается как одно из необходимых условий эффективной внешней политики России на Востоке. И, что также важно, как одно из направлений, развитие которых даст нашим странам существенные политические и экономические выгоды.
Сказанное российским президентом на пресс-конференции - «ещё раз подчеркнуть нашу принципиальную позицию – иранскому народу, иранскому государству должна быть обеспечена возможность развивать свои высокие технологии, в том числе в ядерной сфере, мирного характера, и международное сообщество не имеет права требовать от него каких-то ограничений дискриминационного характера» - это, фактически, дословное повторение позиции, которую неуклонно и последовательно на протяжении нескольких лет проводит редакция Iran.ru и «Современного Ирана». С одной стороны, это высокая оценка нашей работы, совпадение позиций редакции с внешнеполитическими приоритетами страны. С другой – серьезный стимул к еще более активной деятельности в деле укрепления российско-иранских связей в наступающем 2014 году. С Новым годом!