Выпуск №5. Современный Иран (октябрь-декабрь 2011)

Выпуск №5. Современный Иран (октябрь-декабрь 2011)

Октябрь-декабрь 2011 года, то есть период, события которого освещает очередной, 5-й номер журнала «Современный Иран» характеризовался новым витком санкционной войны США и Запада против Исламской республики. Начало этому витку напряженности послужило провокационное заявление посла Франции в ООН Жерара Аро, в котором он пригрозил Ирану военным ударом в случае отказа от сворачивания национальной ядерной программы. «Есть в мире страны, которые не могут позволить себе существования Ирана с ядерной бомбой, — заявил, в частности, Аро. — Если мы не достигнем соглашения с иранцами по ядерной проблеме, существует серьезный риск нанесения военного удара».

Наблюдателям стало ясно, что вокруг Ирана закручивается новый клубок провокаций, целью которых является создание предпосылок для новых односторонних санкций и оправдания этих санкций в глазах международной общественности. На страницах журнала Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ, отметил, что «все больше и больше складывается ощущение, что американцы и западноевропейцы ищут какого-то большого военного конфликта, чтобы снять проблему кризиса у себя. Иначе я даже не знаю, как трактовать это безумие, когда они одну за другой страны начинают подвергать давлению, санкциям, угрозам».

Естественно, что для оправдания санкций в отношении страны, ядерная программа которой носит исключительно мирный характер, которая своим поведением не дает никаких поводов для упрека в нарушении международного законодательства, требуются ложь и провокации. И Запад в октябре- декабре 2011 реализовал целый ряд подрывных действий, направленных на то, чтобы опорочить политику Тегерана в глазах мировой общественности.

«Заявление генерального прокурора США Эрика Холдера о раскрытии «террористического заговора Ирана» и раскручивающаяся на наших глазах истерика массмедиа – просто взорвали мозг и наполнили общественность самыми разными чувствами», - так начинается материал «Шок по-Вашингтонски», в котором вскрывается подноготная одной из провокаций в отношении Ирана – якобы имевшего место «заговора с целью убить посла Саудовской Аравии в США»». В материале особо подчеркивается, что заявления официальных лиц США вызвали откровенное недоверие в самой Америке. Саймон Хендерсон, сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики (Washington Institute for Near East Policy) задал вполне логичный вопрос: «Зачем Ирану проводить подобное убийство здесь, в Соединенных Штатах? Если, как говорится в ныне раскрытом официальном обвинении, в результате убийства были бы убиты и ранены «сто, сто пятьдесят» человек, включая «сенаторов», Белый дом оказался бы под огромным политическим давлением отдать приказ о карательном военном ударе по Ирану». Его позицию разделяет в редакционной статье «The Daily Beast»: «Мы не должны считать, что Иран – это иррациональный народ, безрассудно желающий причинить вред американцам любой ценой, как это иногда изображается в западной прессе. Даже после чистки 2009 года режим Тегерана - это не Ирак Саддама Хусейна, который опрометчиво в своей агрессии приблизил свое нечаянное самоубийство».

Фактически одновременно с историей про «иранский заговор», влиятельная британская «Times» выступила с не менее провокационным заявлением о том, что «АЭС в Бушере построена "второсортными специалистами" в одном из самых сейсмически опасных районов мира», а статья, опубликованная на эту тему носила броский и скандальный заголовок «Иран станет следующим Чернобылем». Официальный представитель российской госкорпорации "Росатом", которая строила Бушерскую АЭС, Сергей Новиков назвал публикацию в Times информационной провокацией. Причем безграмотной. Подробности – в материале «Страшилка про АЭС».

В условиях нагнетания напряженности Иран прилагает все усилия для нормализации отношений с соседями по региону. Одним из доказательств этого стал визит главы иранской разведки Хейдара мослехи в Саудовскую Аравию и его переговоры с министром внутренних дел наследным принцем Наифом бин Абдель Азизом и руководителем службы общей безопасности принцем Мукраном бин Абдель Азизом. О Целях визита и некоторых подробностях прошедших переговоров – в статье Леонида Савина «Исламские тяжеловесы пытаются договориться».

Далеко не единичные спорные моменты в отношении Запада к «иранской проблеме» заставляют предполагать участие в процессах по ее решению не явных, но могущественных игроков. О том, кто эти игроки, какие цели они преследуют – в материале «Демонизация Ирана и тайные подстрекатели войны», рассказывающем о некоторых мало известных аспектах информационной войны против Исламской республики. Так, американский исследователь Дерек Болтон считает, что ключевым игроком против Ирана может быть «Моссад», противодействуя Ирану двумя методами - с помощью промышленного саботажа и целенаправленных убийств. Болтон приводит в пример успехи израильской спецслужбы на этом поприще - от поставки в эту страну поддельных электроустройств из Европы (что привело к поломке 50 центрифуг в Натанзе) и запуска вируса Stuxnet до убийства иранских ученых Ардешира Хассанпура в 2007 году и Маджида Шахриари в 2010 году. Недавние загадочные взрывы в различных регионах Ирана ряд наблюдателей также связали с подрывной деятельностью израильской спецслужбы. Примечательным является и то обстоятельство, что посол Великобритании в Израиле Мэтью Голд (по данным еврейских информационных ресурсов, он являлся первым послом-евреем Великобритании в Израиле) также оказался вовлечен в скандал в связи с тайными встречами с высокопоставленными израильскими и британскими политическими деятелями. Цель контактов очевидна - подготовка почвы для возможной атаки на иранские атомные объекты. Ни факт этих встреч, ни их содержание не фигурировали в официальном отчете британской дипломатической службы, из-за чего депутаты английского парламента требуют начать расследование этих тайных контактов посла с израильским руководством.

Одному из наиболее актуальных вопросов современных международных отношений, российско-иранскому сотрудничеству, посвящена статья председателя Союза военных исламоведов России Валерия Мунирова «Россия – Иран: дружить нельзя расстаться». «Очевидно, что и иранские, и российские нефтегазовые ресурсы сегодня являются одним из важнейших факторов не только текущей международной политики, но и будущего мироустройства. Какова будет новая мировая финансовая система? На каких духовных принципах будут развиваться родственные и культурно, и исторически наши не западные цивилизации? Это ли не основание для сотрудничества наших государств?», - ставит вопрос автор. По его мнению, «ни один из существующих ныне проектов нового мирового порядка, как бы они ни назывались, не может устраивать ни Россию, ни Иран. Две наши страны являются обладателями не только крупнейших запасов нефти и газа. Их главное богатство - духовность и великие национальные культуры, которые в разворачивающейся борьбе чужих проектов могут кануть в безвестность так же, как уйдут в прошлое российские и иранские углеводороды. Осознание этой реальности, а также того, что таким странам, как Россия и Иран вовсе не обязательно присоединяться к конкурирующим силам, а наоборот, необходимо сформировать свой - или свои - проекты мироустройства, позволит по-новому взглянуть и на вопросы использования углеводородов, и на развитие и применение высоких технологий».

«Бледная лазурь Персидского залива. Плоские бирюзовые волны, бегущие на каменистый берег. Прибрежный пирс, к которому причаливают деревянные рыболовецкие фелюги, из них на камни выгружают корзины с сизо-фиолетовыми тунцами. Окрестная каменная пустыня горчичного цвета. И над всем — пылающее дивное солнце, от которого камни превращаются в белый пепел. А каждый вздох — это горячая струя пара, пропитанная йодом и солью…» - так начинает свой рассказ о Бушерской АЭС Александр Проханов. В материале «Атомная мечеть» он подчеркивает, что «возведение станции сопровождалось бесконечными интригами Запада. Эту станцию демонизировали, её представляли народам мира как тайный завод, где правительство Ирана изготовляет свою ядерную бомбу», но это не остановило строительства. «Пуск станции явился великой победой исламской революции Хомейни, продемонстрировавшей миру способность к сопротивлению и творчеству. Её пуск явился и русской победой, которая была одержана, несмотря на чудовищный удар, сломивший после девяносто первого года советскую техносферу. Русские технократы и политики продемонстрировали волю к суверенному русскому развитию, выстояли среди американских интриг и нападок. Успехи Бушера побудили другие страны обратиться к русским за помощью по возведению атомных станций. И эти блоки были или будут заложены в Китае, в Индии, в Турции. И все эти станции — это атомные дети Бушера». – завершает свое эссе автор.

Способность к сопротивлению и творчеству, так точно отмеченное Александром Прохановым – действительно, коренная черта Исламской республики и иранского народа сегодня. Надеемся, что в 5-м номере выпуска журнала «Современный Иран» нам удалось это отразить.

Современый Иран, №5